Водители грузовиков и автобусов, и другого транспорта — это особенная категория работников. Их рабочее место — автомобиль, который, как мы знаем, является источником повышенной опасности. Исходя из этого за руль нельзя садиться не только в нетрезвом виде, но и с проблемами со здоровьем. Повышенное давление, головная боль, высокая температура могут быть губительными не только для самого водителя и его автомобиля, но и для многих людей около. Исходя из этого все организации и личные предприятия, чья деятельность связана с автоперевозками, обязаны проводить систематические медицинские осмотры водителей перед выездом в рейс. Как сделать это верно, отправится обращение в этой статье.
Предсменный либо предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" для всех организаций и личных предпринимателей, которые реализовывают деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены либо рейса). Таковой медицинский осмотр нужен для обнаружения показателей действия на организм работника вредных и (либо) страшных производственных факторов, и состояний, мешающих исполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое либо иное токсическое опьянение, и остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль запрещено. Помимо этого, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды либо увеличения артериального давления до обострения хронических болезней. Распознать их показатели может человек, имеющий медицинское образование.
Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию либо ИП, эксплуатирующиесейа транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. В случае если в штате имеется даже один "офисный" шофер либо ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно нужно позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь заходит о коммерческих грузоперевозках, в случае если ИП везет сам себя либо для себя, медосмотр не нужен).
Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей
Помимо закона N 196-ФЗ существует сразу три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2018 году. Новшества, которые были приняты уже давно, в 2015 году, регламентирует один приказ Минздрава от 15.12.2014 № 835н, а вот более старый, еще коммунистический приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей. Помимо этого, юридическую силу имеет письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, в котором приведено требование о том, что любой работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.
Так, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации. Новшества, о которых шла обращение выше, расширили обязанности работодателей по контролю за состоянием организма водителей. Сейчас водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. Наряду с этим предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют водители автомобилей экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа либо водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться доктору лишь перед началом смены, поскольку выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса доктор непременно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров либо страшных грузов. Все остальные водители могут после окончания работы доктору не показываться.
Первая страница типового положения выглядит так:
В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:
- указать содержание медосмотров;
- найти проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
- найти условия проведения процедуры;
- установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
- найти обязанности медицинских учреждений, с которыми заключен контракт либо установить необходимость найма штатного медработника.
Обратите внимание! Водители обязаны иметь при себе путевые страницы. И согласно пп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых страниц" отметка о дате и правильном времени предрейсового и послерейсового осмотров является обязательным реквизитом такого страницы.
Кто в праве проводить медосмотры?
Обратим внимание на пункт 1.6 данной страницы. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры возможно лишь:
- медработникам, имеющим высшее и (либо) среднее профобразование (в частности работникам, пребывающим в штате работодателя);
- медицинской организации либо другой организации, осуществляющей медицинскую деятельность.
Помимо этого, в случае если речь заходит о штатном медработнике, то на основании статьи 12 закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ организации нужно будет получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно лишь в случае громадного штата водителей. Значительно чаще организации и ИП контракт на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже имеется лицензия. Этот момент нужно шепетильно проверить перед заключением договора. Кстати, все затраты на эти мероприятия несет только работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ.
Журнал медосмотров
В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация либо ИП должны занести все результаты осмотров в особый журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:
- дата и время проведения осмотра;
- фамилия, имя, отчество;
- пол, дата рождения;
- результаты обследования;
- заключение о итогах;
- подпись медработника с расшифровкой;
- подпись сотрудника, который прошел контроль.
Новости таковой журнал возможно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может создать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре будут прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Помимо этого, журнал возможно новости в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения будут заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника либо организации. Пункт 15 Порядка, которым найдена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи водителей.
На бумажном бланке пример журнала предрейсового медицинского осмотра водителей - 2018 будет смотреться так:
На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в тридцать дней должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения водителей от работы. Результаты такого анализа будут доведены до сведения директора. Наряду с этим особенное внимание как сам медработник, так и начальник должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с приёмом спиртного и наркотиков.
Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя
Контроль состояния организма работников проводят перед началом рабочей смены либо выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.
- Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
- Опрос о состоянии здоровья.
- Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность либо покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены либо расширены)).
- Измерение артериального давления и пульса (в случае если распознано отклонение от нормы, необходимо провести повторное изучение не менее чем через 20 минут).
- Выявление показателей опьянения (алкогольного, наркотического либо иного токсического) либо остаточных явлений опьянения.
Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные изучения. К примеру, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе либо анализ мочи.
По итогам всех этих изучений уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. В случае если допуск получен, то на путевом странице должен быть поставлен штамп "Прошел предрейсовый медицинский осмотр" либо запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. В случае если водитель контроль не прошел, об этом составляется протокол.
В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого
В случае если в ходе предрейсового медосмотра были распознаны состояния и заболевания, которые мешают работе, к примеру, показатели опьянения либо похмелья, повышенное давление либо температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс таковой сотрудник не идет. В справке будут указаны:
- ее порядковый номер;
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
- цель направления в поликлинику;
- предварительный диагноз;
- количество помощи, оказанной на месте;
- подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив данные о недопуске водителя в следствии предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ. Это делается методом издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления событий, которые стали причиной состояния водителя (в случае его виновного повидения), зарплата ему не начисляется.
Сам шофер должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Доктор обследует его, может выдать больничный лист и высвободить от работы на время болезни либо сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. В случае если в самом деле необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за визита доктора, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ.
Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра
Допуск водителей к работе без предрейсового либо предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа образовывает:
- на чиновников и личных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
- на юрлиц — от 110 000 до 130 000 рублей.
За повторное нарушение должностное лицо либо ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, помимо этого, может угрожать дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей либо приостановят ее деятельность на срок до 90 дней. Об этом сказано в части 5 упомянутой выше статьи.
Также возможно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ. Размер штрафов образовывает:
- на чиновников — от 2000 до 3000 рублей;
- на юрлиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Личные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Помимо этого, чиновники, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым водителем за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ. Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.
Пример журнала предрейсового медосмотра
скачать
Комментариев нет:
Отправить комментарий